?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Аида"

"Аида" Джузеппе Верди (1813-1901) является одной из самых любимых и популярных на мировой оперной сцене. Однако в 1868 году идея написания оперы по заказу правительства Египта для предстоящих торжеств по случаю открытия Суэцкого канала (1869) не заинтересовала Верди. Только в 1870 году, познакомившись в Париже с французским египтологом Ф.О.Ф.Мариеттом, получившим в Египте монополию на археологические раскопки, а впоследствии ставшим основателем и первым директором Египетского музея в Каире, который и предложил взять за основу перевод расшифрованного им текста папируса, Дж. Верди наконец согласился написать оперу о Древнем Египте.
По мотивам изложенной в папирусе истории сначала либреттист Камиль дю Локль написал прозаический французский текст, где действие разворачивается в Мемфисе и Фивах во время войны с Нубией (Эфиопией), затем поэт Антонио Гисланцони  —  итальянское  либретто "Аиды" в стихах, причём сам композитор не только правил сюжет, но и вносил авторские изменения как в первоначальное прозаическое, так и в стихотворное либретто. И, главное, партитура "Аиды", ставшей одной из последних опер композитора, была написана всего за четыре месяца (в Каире 24.12.1871 состоялась триумфальная премьера оперы). Для Миланской постановки (февраль 1872 года) Верди написал новую увертюру, но в итоге решил исполнять именно то оркестровое вступление, которое звучало на премьере в Египте.
Музыку "Аиды" отличают тонкие и нежные оркестровые пейзажные зарисовки, разнообразные по стилистике, буквально разножанровые дуэты, легко запоминающиеся мелодии исключительной красоты (торжественный марш триумфа победителей из второго действия, ария Радамеса "Celeste (небесная) Aida", финальный дуэт). Как тут не вспомнить профессора Преображенского (М.А.Булгаков, "Собачье сердце")?
— Я сегодня вечером не нужен Вам, Филипп Филиппович?
— Нет, благодарю Вас, голубчик. Ничего делать сегодня не будем. Во-первых, кролик издох, а во-вторых, сегодня в Большом — "Аида". А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари-ра-рим. Ко второму акту поеду…

Весной Московский академический музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко подвёл итог празднованию 200-летия композитора, которое широко отмечалось в 2013 году, премьерой "Аиды" в постановке известного немецкого режиссёра Петера Штайна, которая состоялась 11.04.2014 (я слушала 14.04.2014, с первым составом):
Аида — Анна Нечаева,
Амнерис — лауреат Международных конкурсов Лариса Андреева,
Радамес — лауреат Международных конкурсов Нажмиддин Мавлянов,
Амонасро — лауреат Международных конкурсов Антон Зарецкий,
Рамфис — лауреат Международных конкурсов Дмитрий Ульянов,
Фараон — заслуженный артист России Роман Улыбин,
Гонец — Валерий Микицкий,
Жрица — лауреат Международных конкурсов Лилия Гайсина.
"Аида" — опера не о политике и интригах, а о том, к чему приводит женская ревность. Хотя в либретто немало места отведено вечным темам войны и независимости, долга и человеческих чувств, борьбы за власть и религии, но в основе сюжета — экзотический вариант любовного треугольника, где две настоящие принцессы (эфиопская и египетская, по одной от каждой из воюющих сторон) влюблены в одного героя-военачальника, который, однако, выбирает не дочь фараона Амнерис, а пленённую в рабство и вынужденно скрывающую своё происхождение Аиду.
Четыре действия оперы "Аида" Петер Штайн разделил на два акта (спектакль идёт с одним антрактом, по схеме 2+2), сократив продолжительность до 3 часов 20 минут.
Первый акт постановки завершает помпезная сцена "триумфа победителей" в Фивах: перед высоким помостом (похоже, это часть парадного фасада дворца, хотя сцена называется "У ворот Фив"), где на троне восседает фараон, а на ступенях выстроились жрецы храма Вулкана, проходят, кажется, бесконечные отряды воинов, вооружённых кто пиками, кто луками, кто боевыми топорами, а над каждым отрядом реют огромные знамена, сшитые из широких шёлковых полос ярких оттенков, декорированных ещё и золотой набивкой "в звёздочки и кружочки". Ведёт войска, победившие эфиопскую армию, оказавшийся ещё и талантливым полководцем начальник дворцовой стражи фараона Радамес.
Благодаря фактурной многослойности сценические костюмы (художник по костюмам Нана Чекки) больше ассоциируются не с древнеегипетским стилем, а с европейской одеждой раннего Возрождения. Хотя вместе с "монументальной архитектурой" декораций сценическое воплощение (художник-постановщик Фердинанд Вёгербауэр, художник по свету Иоахим Барт) выглядит очень внушительно, что для "Аиды", на мой взгляд, является непременным условием успешности постановки.
Зато финальная сцена решена весьма прямолинейно: двухэтажная конструкция декорации позволяет видеть и верхний храм Вулкана в Мемфисе, и темницу под ним, куда вход закрывает огромный "полированный камень" (своей неправильной формой он напоминает золотой самородок). Наверху страдает, не сумев спасти любимого от смерти, Амнерис, а внизу — обречённые на погребение заживо влюблённые, и никаких гуманных поблажек для публики не предусмотрено, например, исполнения финального дуэта "за сценой". В отличие от более щадящих постановок, здесь зрители  в зале становятся свидетелями происходящего в темнице "реалити-шоу", наблюдая за медленным угасанием задыхающихся Аиды и Радамеса до последнего такта убийственного pianissimo.

Profile

kalinka_vv
kalinka_vv

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com