?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Cosi Fan Tutte" — опера удивительная! И как бы ни относились к её сюжету в разных странах и в разное время, ведь из "тройки опер на либретто Лоренцо Да Понте" она не  достигла такой же всеобщей мировой популярности, как "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан", но в музыкальном плане это позднее произведение В.-А.Моцарта поистине великолепно!
К счастью, сейчас опера успешно идёт (причём в разных редакциях, что немаловажно) в театрах Москвы и Санкт-Петербурга (в театре "Зазеркалье": http://kalinka-vv.livejournal.com/38770.html), а на Фестивале "Золотая Маска-2013" за великолепную постановку в Театре оперы и балета им. П.И. Чайковского (Пермь) премию "Лучшая работа дирижёра" получил Теодор Курентзис (было здесь: http://kalinka-vv.livejournal.com/32609.html). Кстати, мелодическое изящество композиции "Так поступают все"  покоряет даже без привязки к театральному антуражу, не случайно большие фрагменты оперы включены в саундтрек к кинофильму "Близость" (с Джудом Лоу в главной роли), — уж очень схожие настроения-переживания в сюжетных линиях этих любовных романов.
Новая постановка "Так поступают все женщины, или Школа влюблённых" в Большом театре, на мой взгляд, стала лучшей оперной премьерой прошлого года. Барочный театр на сцене, оригинальное оркестровое решение с импровизациями хаммерклавира —  инструмента, занимающего промежуточную ступень в эволюции между клавесином и фортепиано (так называемая партия континуо,  традиционное и обычно исполняемое на клавесине сопровождение вокала и особенно речитативов, что имеет важное значение именно в барочных операх). Музыкальный руководитель постановки и дирижёр Стефано Монтанари партию на хаммерклавире исполняет сам, партитура лежит перед ним не на пюпитре, а на инструменте.
Вокалисты, среди которых большинство составили выпускники и участники Молодежной оперной программы, тоже порадовали! Молодёжная программа театра приносит всё-таки позитивные результаты.
В итоге, многочисленные номинации этой постановки на Премию "Золотая Маска-2015": "Лучший спектакль в опере", "Лучшая работа дирижёра", "Лучшая работа режиссёра", "Лучшая работа художника в музыкальном театре", "Лучшая работа художника по костюмам".
На премьере 24.05.2014 в главных партиях были заняты:
Фьордилиджи — Анна Крайникова,
Дорабелла — Александра Кадурина,
Гульельмо — Александр Миминошвили,
Феррандо — Юрий Городецкий,
Деспина — заслуженная артистка Республики Дагестан Алина Яровая.
Режиссёр-постановщик — Флорис Виссер.
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр — Стефано Монтанари.
Сценография — Гидеон Дэйви.
Художник по костюмам — Дивеке ван Рей.
Художник по свету — Алекс Брок.
Главный хормейстер Валерий Борисов.
Драматург — Клаус Бертиш.
Продолжительность
— 3 часа 40 минут.

Оформление спектакля основано на приёме "театр в театре". Тематическим занавесом служит развёрнутая каркасом к зрительному залу декорация алой бархатной драпировки, а сценическое пространство делится на две части: на авансцене подразумеваются "подмостки", в левой и правой кулисах расположены парадные ложи, как и положено солидному барочному театру, — в двух ярусах, а вдоль задника идут соединяющие их галереи "бенуара и бельэтажа". Кресла "партера" от "подмостков" отделяют небольшой откос и полукруг фонарей с экранами ("огни рампы")!
Но самой эффектной находкой сценографа (Гидеон Дэйви) стал подиум, ведущий от "рампы" к "бельэтажу". На нём декорируется сначала заметённая снегом дорога, по которой проходит отряд войск, где пара забинтованных голов и носилки с раненым контрастируют с бодрым солдатским хором "Bella vita militar" (ит. "Как прекрасна военная жизнь"), под его маршевый ритм Феррандо и Гульельмо уходят от невест "воевать". Потом это будет реалистичная садовая дорожка с зелёной "травкой" в обрамлении цветов, ещё и дополненная настоящими подвесными качелями-трапецией (ну, точь-в-точь с картины Фрагонара).
Вообще-то, сценография напомнила экранизацию "Опасных связей" с Джоном Малковичем, Глен Клоуз, Умой Турман и Мишель Пфайфер: спектакль, как и фильм, начинается с церемонии утреннего одевания господ, а заканчивается эпизодом в зале оперного театра. Да и мораль оперы В.-А.Моцарта, как и книги Ш. де Лакло,  затрагивает вечные проблемы циничного (и абсолютно "недобросовестного") использования юношеской неопытности в личных корыстных интересах так называемыми "старшими наставниками", весьма искушёнными в светских играх. Конечно, беспечность молодых повес, соглашающихся на пари "старого философа" Дона Альфонсо, всегда удивляет, тем более, что в постановке Ф.Виссер молодые люди даже присутствуют на сцене при самых трагических эпизодах, когда "так горячо любимые" ими Фьордилиджи и Дорабелла мучительно осознают последствия своего непостоянства. Лично наблюдают и неподдельно негодуют, будто забыв всю предысторию!  Что же, как аукнется, так и откликнется! Посеешь ветер — пожнёшь бурю!

Profile

kalinka_vv
kalinka_vv

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com